443105, г.о. Самара, ул.Майская, д.47
тел.: +7 (846) 933-21-58
e-mail: school73-samara@mail.ru
e-mail: school_73@samara.edu.ru

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Пояснительная записка

Рабочая программа «Моя Родина – Россия» составлена на основании:

1.​ Федерального государственного стандарта общего образования,

2.​  Плана внеурочной деятельности образовательного учреждения

Программа «Моя Родина – Россия» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы  общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы. В основу данной программы положены материалы Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании».

В основе программы лежат следующие направления: гражданско-правовое, патриотическое и нравственное.

В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, свои специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности – в этом и есть смысл внеурочного занятия « Я живу в России».

Сегодня уже не единичные школьные коллективы, а целые регионы включились в краеведческую деятельность. За прошедшие годы на республиканских конференциях неоднократно рассматривались проблемы краеведческо – поисковой работы учащихся. В педагогической и методической литературе уже давно стали пропагандироваться изучение природы и истории края в более широкой форме. Ребенок, только начинающий свой жизненный путь, очень мало знает о том крае, где он живет. Но по мере расширения знаний у ребенка возникает все больше вопросов об окружающем его мире.

Современный мир очень динамичен и меняется он столь стремительно, что заставляет современную педагогику пересматривать роль исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке необходимы каждому человеку. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для того, что психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Поэтому применение исследовательской деятельности сейчас в процессе обучения актуально и своевременно. В основное содержание программы факультатива включены – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.

Большая роль, так же отводится экскурсионной деятельности учащихся.

Цель программы: создать условия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи программы:

  • Воспитывать гражданское самосознание и причастность к родным истокам, качества гражданина и патриота своей Родины;
  • Знакомить учащихся с историей своей Родины, жизнью замечательных людей, основными документами по правам человека и ребенка;
  • Формировать знания и умения о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребенка, учебные и жизненные ситуации;
  • Развивать творческие способности школьников.

Отличительной особенностью данной программы является продуктивная работа всех учащихся, активизация их мыслительной деятельности. Проблемы, поднятые на данных занятиях, продолжают обсуждаться на уроках, классных часах, в семье.

Программа по внеурочной деятельности  рассчитана на 340 часов, реализуется в 5-9 классах. По 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Форма организации занятии –

  • индивидуально-групповая:
  • Беседы (желательно использовать презентацию);
  • Защита проектов ( индивидуальных, групповых);
  • Экскурсии  особое место в программе отводится посещению музеев, театров и предприятий Самары
  • Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
  • Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);
  • Индивидуальная самостоятельная
  • Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
  • Конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и т.п;
  • Волонтёрское движение ( проведение праздников, изготовление поздравительных открыток).

Планируемые результаты реализации программы

Личностные результаты

У обучающихся сформируются:

  • интерес к предмету;
  • действия нравственно-эстетического оценивания (что такое хорошо, что такое плохо);
  • понятие о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу;
  • формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
  • формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи.

Обучающиеся научатся:

  • быть любознательными, активно познающими мир;
  • владеть основами умения учиться;
  • любить родной край и свою страну;
  • уважать и принимать ценности семьи и общества;
  • быть доброжелательными, умеющими слушать и слышать партнера, уметь высказать свое мнение

Метапредметные результаты

Регулятивные

  • введение правил;
  • разный вид деятельности;
  • разучивание игр;
  • ориентирование учащихся на правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном транспорте (что такое хорошо, что такое плохо).

Познавательные:

  • формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде;
  • формирование знаний о современных профессиях;
  • формирование знаний об истории России и Самары.

Коммуникативные:

  • формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать;
  • формирование умения слушать и вступать в диалог;
  • умение задавать вопросы;
  • умение строить устный рассказ;
  • формирование умений работать в парах, малых группах.

Формы контроля: собеседование по теме, творческие работы учащихся, презентации, проекты.

Содержание программы

1 год обучения –  5 класс (68 часов)

Государственные символы РФ: герб, гимн, флаг. Москва – столица России.

Природа России. Географические зоны России

Животный мир России. Красная книга России. Животные нашей области.

Осенние приметы народов России. Соотнесение их с действительностью.

Осенние игры народов России в древности и наши дни.

Народные промыслы народов России. Филимоновская игрушка. Абрамцево-Кудринская резьба. Городецкая роспись. Гжель. Палехская роспись. Дымковская игрушка

Практическая работа. Создание рисунка в стиле народного промысла России

Русская изба. Правила постройки избы. Традиции и обычаи.

Новогодние традиции в России.

Зимние приметы народов России. Соотнесение их с действительностью

Зимние игры народов России в древности и наши дни.

Спортивные победы России. Олимпийские игры в России (история Олимпийского движения).

Наши защитники. История праздника День защитника Отечества

«Любовь к Родине начинается с любви к матери» (история праздника День матери, создание открыток для мамы)

Сказки народов России. Музыка народов России.

Весенние приметы народов России. Соотнесение их с действительностью

12 апреля – день космонавтики. Экскурсия в музей «Самара Космическая»

Народы России. Национальная одежда народов России Национальные блюда

Итоговое занятие стенгазета Мы –Россияне.

2 год обучения –  6 класс (68 часов)

1.Географическое положение Самарской области (2 часа).

Географическое положение Самарской области на карте мира, России. Наши соседи. Города и районные центры Самарской области.

Практическая работа: Работа с физической картой России, Создание  на своей карте границ  Самарской области.

2.Климат. Природные зоны Самарской области (4 часа).

Особенности рельефа Самарской области. Особенности климатических условий Самарской области. Сменяемость времен года. Природные зоны Самарской области.

Практическая работа с картой природных зон России, картой Самарской области.

Экскурсия в Самарский гидрометцентр.

3.Растительный мир Самарской области (8 часов).

Многообразие растительного мира Самарской области. Растения Самарской области, занесенные в Красную книгу.

Экскурсия в лес: наблюдение объектов, сбор материалов.

Экскурсия в ботанический сад

Волонтерская деятельность «Помощь ботаническому саду»

4.Животный мир Самарской области (4 часа).

Многообразие животного мира Самарской области. Животные Самарской области, занесенные в Красную книгу.

Экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «Животные Самарской области».

5.Водные ресурсы Самарской области (6 часов).

Главная река Самарской области – Волга. Притоки Волги. Озера Самарской области. Практическая работа с картой Самарской области.

Экскурсия по набережной реки Вога.

6.Полезные ископаемые Самарской области (4 часа).

Полезные ископаемые, добываемые в Самарской области. Месторождения полезных ископаемых.

Практическая работа: «Обозначение месторождений полезных ископаемых на карте Самарской области».

7.Влияние деятельности человека на окружающую среду (6 часов).

Понятия «взаимосвязь природа – человек». Влияние природы на жизнь человека. Положительное и отрицательное влияний действий человека на окружающую среду.

Экологические движения Самарской области.

Экскурсия на водоочистные сооружения Самары.

Практическая работа: составление агитационных листовок.

8.Обобщение  (2 часа)

Защита своих индивидуальных карт Самарской области.

9.История нашего края (4 часа).

История возникновения города Самары и Самарской области. Гербы и флаги г. Самары и Самарской области. Что обозначают изображения, что символизируют цвета. Даты создания города и области.

Экскурсия в краеведческий музей .

10.Такая незнакомая знакомая Самара (6 часов).

Пешая экскурсия по Самаре.

Как менялись названия улиц, и с чем это было связано. Улица, на которой я живу. Тренинг: «методика проведение самостоятельных исследований».

Исследовательская работа по теме: «Родная улица моя».

11.Памятные места  Самары (6 часов).

 Экскурсия по историческому центру Самары.

Знакомство с архитектурными памятниками Самары.

Проектно – исследовательская деятельность: «С фотоаппаратом по городу».

12.Семья – ячейка общества ( 18 часов)

Моя семья. Понятие «семья». Личная история и история семьи. Древо семьи. Понятия «предки», «потомки», «современники», «семейная родословная». Правила

составления родословного древа.

Происхождение и значение имён, отчеств и фамилий.

Семейные традиции. Понятия  – «семья», «семейная традиция», «семейный праздник».

Семейные реликвии моих предков. Правила работы с семейными архивами.

Семейный герб. Понятия «герб», «семейный герб». Правила составления герба.

Исследовательские, практические работы:

«Моё генеалогическое древо», «Мои однофамильцы среди известных людей», «Откуда моя фамилия», «Семейный герб». Выставка рисунков – «Моя семья».

Защита своих проектов.

Итог курса презентация проектов на темы: Создание физической карты Самарской области, Стенгазета  из личных фотографий «Моя родная улица», «Моё генеалогическое древо»,  «Откуда моя фамилия»,  «Семейный герб».

 Выставка рисунков – «Моя семья».

3 год обучения  – 7 класс ( 68часов)

1. Этнография Самарского края (12 часов)

Основные этапы заселения Самарского края. Роль военно-административного правительственного освоения Заволжья. Хозяйственные занятия насельников Самарского Поволжья. Современный этнический состав Самарской области. Основные типы расселения народов края. Одежда народов края. Календарные и семейные праздники, обряды народов Самарской области. Национально-культурные центры и объединения города Самары.

Экскурсия в музей Дружбы народов.

Подготовка и проведение фестиваля «Дружба народов».

2. Самара город всех религий (18 часов)

Самара город всех конфессий. Экскурсия в Иверский монастырь, костел, кирху или  синагогу и мечеть.

3. Самарский край в древности (6 часа)

Стоянки первобытных людей на территории Самарской области. Археологические находки на территории края. Племена, обитавшие на земле края. Археологи – исследователи Самарского Поволжья.

Экскурсия в ЦИМ Древний мир.

4. Самарский край в средневековье (14 часов)

Географическое положение, виды хозяйства и верования Волжских болгар. Заселение Самарской Луки болгарами. Муромский городок. Взаимоотношения их с соседями. Формирование государственности Волжской Болгарии, её внутренняя и внешняя политика. Продолжительность золотоордынского периода истории Среднего Поволжья. Внешнеполитические и экономические отношения между Золотой Ордой и Волжской Болгарией. Битва на Кондурче между Тахтамышем и Тамерланом. Население Самарского края в XV-XVI веках. Присоединение края к русскому государству и его историческое значение.

Экскурсия в краеведческий музей

5. Самарский край в XVI веке (18 часов)

Складывание казачества в Жигулях. Этнический состав казаков Волжская вольница, её значение в защите окраин государства. Казачьи атаманы: Иван Кольцо, Богдан Борбоша, Никита Пан, Матвей Мещеряк. Заселение Среднего Поволжья и строительство крепости Самара. Первые описания и рисунки крепости «Самарский городок» Деятельность Г. О. Засекина.

Подготовка и презентация мини проектов «Волжская вольница».

Итоговый урок по курсу (2 часа).

Итог курса проведение фестиваля Дружба народов, создание мини проектов Волжская вольница

4 год обучения  – 8 класс (68часов)

1.Самара – культурно просветительская столица (22 часа)

Петр Алабин- городской глава. Его жизнедеятельность и вклад в развитие Самары.

Экскурсия: посещение могилы Петра Алабина и его жены на территории Иверского монастыря.

Экскурсия в краеведческий музей Самары им. П. Алабина

История появления первой самарской библиотеки.

Экскурсия в областную универсальную научную библиотеку

Экскурсия в городскую библиотеку им. Крупской

Экскурсия в областную юношескую библиотеку

 Написание сочинения на тему «Необходимость библиотек в современном мире»

2. Самара театральная (30 часов)

«Самарский теремок» (здание Самарского драматического театра) – объект культурного наследия России. История создания и план реконструкции. Изучение репертуара театра.

Экскурсия посещение самарского драматического театра.

История цирка-театра Олимп в годы революции, военные годы. Его реконструкция. Открытие Самарской филармонии.

Экскурсия посещение Самарской филармонии.

История Самарского театра оперы и балета.

Экскурсия посещение Самарского театра оперы и балета

Правила создания буклетов, подбор материалов к ним. Создание буклета «Театральная Самара» и его презентация

3. Музейная Самара (16 часов)

Исторические предпосылки возникновения музеев. Музейная экспозиция.

История музейного дела в России. История развития музеев. Современные музеи.

Виды музеев. Великие музеи современности. Музеи в Европе.

Краеведческие музеи. Военно-исторические музеи.  Школьные  музеи.

Экскурсия: посещение художественного музея и музея модерна

5год обучения –  9 класс (68 часов)

1. Самара становится Куйбышевом (4 часов)

Изменение территориальных границ области. Роль и значение В.В. Куйбышева в общественно-политической жизни края. Развитие в предвоенные годы промышленности, науки и культуры. Оформление стенда «Самара в 30-е годы».

2. Тыл – фронту (14 часов)

г. Куйбышев в военные годы. Эвакуация заводов и формирование промышленности области. Трудовой подвиг Самарцев в годы ВОВ. Создание презентации «Моя семья в годы войны». Экскурсия в музее истории войск ПУРВО

3. Куйбышев – промышленный (14 часов)

Восстановление страны в послевоенное время. Развитие оборонной и тяжёлой промышленности в Куйбышеве. Вклад куйбышевских предприятий в развитие страны. Куйбышевские заводы. Строительство ВАЗа в Тольятти. Экскурсия в музей АвтоВАЗа. Разработка и презентация проектов «Гордость советской промышленности» 60-ых – начала 80-ых годов.

4. Самара космическая (16 часов)

Из истории космонавтики (краткий экскурс). Самарский АВИАКОР – важное звено в развитии отечественной космонавтики. Посещение музея космонавтики.

Основные направления развития промышленности и сельского хозяйства в области. Крупнейшие промышленные предприятия, построенные в 50-70-е гг. Роль Волжской ГЭС и ВАЗа в экономике области. Развитие газовой, нефтяной и нефтехимической промышленности. Посещение НПЗ. Крупнейшие промышленные центры области. Кризисные явления в экономике края в 80-90-е гг. Промышленное и аграрное состояние края на рубеже веков. Современная структура экономики края. Место области в системе российского и мирового рынка. Социальная структура области во второй половине XX- ого века. Итоги социально-экономического развития области 1995-2005-ом гг.

5. Наука и образование Самарского края (20 часов)

Научные учреждения и высшая школа. Имена известных самарских учёных в различных областях науки и техники. Самарский государственный политехнический университет – источник высококвалифицированных кадров. Знакомство с факультетами. Экскурсия в СамГПУ.

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева –российский образовательный и исследовательский центр. Знакомство с факультетами. Экскурсия в университет.

Современная медицина – залог здоровья нации. Экскурсия в областную больницу им. Середавина или посещение Самарского медицинского колледжа им. Ляпиной.

Создание и презентация буклета «Моя будущая профессия»

Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности

 «Моя Родина – Россия»

5 класс (68 часов)

№ занятия

Тема занятия

Кол-во

часов

1

Государственные символы РФ: герб, гимн, флаг.

2

2

Москва – столица России.

2

3

Природа России.

2

4

Географические зоны России

2

5-6

Животный мир России.

4

7

Осенние приметы народов России.

2

8

Осенние игры народов России.

2

9

Народные промыслы народов России.

2

10

Городецкая роспись

2

11

Гжель

2

12

Палехская роспись

2

13

Дымковская игрушка

2

14- 15

Практическая работа. Создание рисунка в стиле народного промысла России

4

15

Русская изба.

2

16

Новогодние традиции в России.

2

17

Зимние приметы народов России.

2

18

Зимние игры народов России.

2

19

Спортивные победы России. Олимпийские игры в России

2

20

Наши защитники

2

21

«Любовь к Родине начинается с любви к матери»

2

22-23

Сказки народов России.

4

24-25

Музыка народов России.

4

26

Весенние приметы народов России.

2

27

12 апреля – день космонавтики.

2

28- 29

Экскурсия в музей «Самара Космическая»

4

30

Народы России.

2

31

Национальная одежда народов России

2

32

Национальные блюда

2

33-34

Итоговое занятие стенгазета Мы –Россияне.

4

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Моя Родина – Россия»

6 класс (68 часов)

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

1.Географическое положение Самарской области (2 часа).

Географическое положение Самарской области на карте

1

Создание  на своей карте границ  Самарской области.

1

2.Климат. Природные зоны Самарской области (4 часа).

Рельеф и климат Самарской области

2

Экскурсия в Самарский гидрометцентр

2

3.Растительный мир Самарской области (8 часов).

Растительный мир Самарской области

2

Экскурсия в лес:

2

Экскурсия в ботанический сад

2

Волонтерская деятельность «Помощь ботаническому саду»

2

4.Животный мир Самарской области (4 часа).

Животный мир Самарской области

2

Экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «Животные Самарской области».

2

5.Водные ресурсы Самарской области (6 часов).

Волга. Притоки Волги. Озера Самарской области

2

Практическая работа с картой Самарской области

2

Экскурсия по набережной реки Вога.

2

6.Полезные ископаемые Самарской области (4 часа).

Полезные ископаемые Самарской области

2

Практическая работа: «Обозначение месторождений полезных ископаемых на карте Самарской области».

2

7.Влияние деятельности человека на окружающую среду (6 часов).

Влияние природы на жизнь человека.

2

Экскурсия на водоочистные сооружения Самары.

2

Практическая работа: составление агитационных листовок.

2

8.Обобщение  (2 часа)

Защита своих индивидуальных карт Самарской области.

2

9.История нашего края (4 часа).

История возникновения города Самары

2

Экскурсия в краеведческий музей

2

10.Такая незнакомая знакомая Самара (6 часов).

Пешая экскурсия по Самаре.

2

Улица, на которой я живу.

2

Исследовательская работа по теме: «Родная улица моя».

2

11.Памятные места  Самары (6 часов).

 Экскурсия по историческому центру Самары.

2

Знакомство с архитектурными памятниками Самары

2

Проектно – исследовательская деятельность: «С фотоаппаратом по городу».

2

12.Семья – ячейка общества ( 16 часов)

Моя семья. Личная история и история семьи. Древо семьи.

2

Правила составления родословного древа.

Происхождение и значение имён, отчеств и фамилий.

2

Семейные традиции и реликвии моих предков. Правила работы с семейными архивами.

2

Семейный герб. Понятия «герб», «семейный герб». Правила составления герба

2

Исследовательский проект:  «Моё генеалогическое древо»

2

Исследовательский проект: «Мои однофамильцы среди известных людей», «Откуда моя фамилия», «Семейный герб». Выставка рисунков – «Моя семья».

2

Исследовательский проект: «Откуда моя фамилия»

2

Исследовательский проект: «Семейный герб»

2

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Моя Родина – Россия»

7 класс (68 часов)

№  занятия

Тема занятия

Количество часов

Этнография Самарского края (12 часов)

1

Основные этапы заселения Самарского края.

2

2

Современный этнический состав Самарской области

2

3-4

Экскурсия в музей Дружбы народов.

4

5

Подготовка фестиваля «Дружба народов».

2

6

Проведение фестиваля «Дружба народов».

2

Самара город всех религий (18 часов)

7

Самара город всех конфессий

2

8-9

Экскурсия в Иверский монастырь

4

10-11

Экскурсия в Костел

4

12-13

Экскурсия в Кирху или Синагогу

4

14-15

Экскурсия в Мечеть

4

Самарский край в древности (6 часа)

16

Стоянки первобытных людей на территории Самарской области.

2

17-18

Экскурсия в ЦИМ Древний мир.

4

Самарский край в средневековье (14 часов)

19

Волжские болгары

2

20

Формирование государственности Волжской Болгарии

2

21

Внешнеполитические и экономические отношения между Золотой Ордой и Волжской Болгарией

2

22

Население Самарского края в XV-XVI веках

2

23

Присоединение края к русскому государству и его историческое значение.

2

24-25

Экскурсия в краеведческий музей

4

Самарский край в XVI веке (18 часов)

26

Этнический состав казаков Волжская вольница, её значение в защите окраин государства

2

27

Казачьи атаманы: Иван Кольцо, Богдан Борбоша, Никита Пан, Матвей Мещеряк.

2

28

Строительство крепости Самара.

2

29

Деятельность Г. О. Засекина.

2

30-31

Подготовка мини проектов «Волжская вольница».

4

32-33

Презентация мини проектов «Волжская вольница».

4

34

Итоговый урок по курсу

2

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Моя Родина – Россия»

8 класс (68 часов)

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

1.Самара – культурно просветительская столица (22 часа)

Жизнедеятельность П. Алабина

2

Вклад П. Алабина в развитие Самары

2

Экскурсия в Иверский монастырь

2

4-5

Экскурсия в краеведческий музей

4

6

История появления первой самарской библиотеки

2

7-8

Экскурсия в областную библиотеку

4

9

Экскурсия в городскую библиотеку

2

10

Экскурсия в областную юношескую библиотеку

2

11

Написание сочинения на тему «Необходимость библиотек в современном мире»

2

2. Самара театральная (30 часов)

12

«Самарский теремок» – культурное наследие. История создания

2

13

План реконструкции. Репертуар

2

14-15

Экскурсия посещение самарского драматического театра

4

16

Цирк –театр Олимп

2

17

Самарская филармония

2

18-19

Экскурсия посещение Самарской филармонии

4

20

История Самарского театра оперы и балета.

2

21-22

Экскурсия посещение Самарского театра оперы и балета

4

23

Правила создания буклетов

2

24

Подбор материалов к буклетам

2

25-26

Создание буклета «Театральная Самара»

4

3. Музейная Самара (16 часов)

27

Исторические предпосылки возникновения музеев

2

28

История музейного дела в России

2

29

Великие музеи современности.

2

30

Виды музеев.

2

31-32

Экскурсия: посещение Художественного музея

4

33-34

Экскурсия: посещение Музея модерна

4

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности

 «Моя Родина – Россия»

9 класс (68 часов)

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Самара становится Куйбышевом (4 часов)

1

Изменение территориальных границ области.

Роль и значение В.В. Куйбышева

2

2

Развитие в предвоенные годы промышленности, науки и культуры.

2

Тыл – фронту (14 часов)

3

г. Куйбышев в военные годы.

2

4

Промышленность области

2

5

Трудовой подвиг Самарцев в годы ВОВ

2

6

Создание презентации «Моя семья в годы войны»

2

7

Защита презентаций «Моя семья в годы войны»

2

8-9

Экскурсия в музее истории войск ПУРВО

4

Куйбышев – промышленный (14 часов)

10

Восстановление страны в послевоенное время

2

11

Куйбышевские заводы и их вклад в развитие страны

2

12

Строительство ВАЗа в Тольятти.

2

13-14

Экскурсия в музей АвтоВАЗа.

4

15

Разработка проектов «Гордость советской промышленности»

2

16

Презентация проектов «Гордость советской промышленности»

2

Самара космическая (16 часов)

17

Из истории космонавтики

2

18

Посещение музея космонавтики

2

19

Крупнейшие промышленные предприятия, построенные в 50-70-е гг

2

20

Роль Волжской ГЭС и ВАЗа в экономике области.

2

21

Развитие газовой, нефтяной и нефтехимической промышленности.

2

22-23

Посещение НПЗ

4

24

Современная структура экономики края

2

Наука и образование Самарского края (20 часов)

25

Научные учреждения и высшая школа. Имена известных самарских учёных

2

26

Самарский государственный политехнический университет

2

27-28

Экскурсия в СамГПУ.

4

29

Самарский национальный исследовательский университет

2

30-31

Экскурсия в университет.

4

32

Современная медицина

2

33

Экскурсия в Самарский медицинский колледж им. Ляпиной.

2

34

Буклет «Моя будущая профессия»

2

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001г. №1756 – Р (п.2)

2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 № 751 // Официальные документы в образовании. – 2000. – № 21. – С.2-11.

3.Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2010год.

4.Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2004 год. №1

5.Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. М. 2002 год

6.Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2017 год

7. Романовская М. Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. / М. Б. Романовская. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 с.

8. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. – 208 с.

9. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – М.: 1984.

10. Веселовская В. С. Моя родословная / В. С. Веселовская. – М., Вита – Пресс, 1999. – 48 с.

11.Край Самарский/Г.И. Матвеева, Е.И. Медведев, Г.И. Налитова, Л.В. Храмков. – Куйбышевское книжное издательство, 1984

12.Жигулевские сказки/ Игорь Муханов. – Самарский Дом печати, 1993

13.Жемчужины Жигулей. Легенды, сказы, предания./ сост. С. Кузьменко. – Куйбышев: кн. изд-во, 1981г

14.Зеленая книга Поволжья: Охраняемые территории Самарской области/Сост. Захаров А.С., Горелов М.С. – Самара, 1995.

15.Явления природы: сборник загадок / сост. Е. М. Тихомирова. – М.: Экзамен, 2009.

16.Классные часы: внеклассная работа/сост. М.А. Козлова. – М.: Экзамен, 2009.

17.Растительный и животный мир: сборник загадок / сост. Е. М. Тихомирова. – М.: Экзамен, 2009.

18.Развивающие задания / сост. Е. В. Языкова. – М.: Экзамен, 2010.

19.Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М.,2010

20.Ионина Н.А. Сто великих музеев мира. М., 2009

21.http://megabook.ru

22.http://900igr.net

23.http://www.panotours.ru

WordPress Lessons 107 просмотров